С тех пор, как авиабилеты стали продаваться через Интернет, вопросы о подтверждении этих приобретений, не перестают поступать в адрес Минфина. Последние письма, как и многочисленные их клоны которые появились ранее, все так же говорят о том, что для подтверждения расходов необходимы:
- маршрут/квитанция (распечатка электронного документа на бумажном носителе) (п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 в редакции Приказа Минтранса России от 18.05.2010 № 117);
- посадочный талон.
(письма Минфина от 19.10.2011 № 03−03−07/46, от 24.11.2011 № 03-03-07/54, от 24.11.2011 № 03-03-07/55, от 23.09.2011 № 03-03-07/34).
Также затраты на проезд могут учитываться и при наличии косвенно подтверждающих эти расходы документов. Такие документы должны подтверждать направление работника в командировку и его пребывание в месте командировки. Тем не менее, бухгалтерии все же необходима распечатка электронного билета или посадочный талон с указанием фамилии пассажира, маршрута, стоимости билета, даты полета (письма Минфина России от 01.07.2010 № 03-03-07/23).
Так как в дороге бывает всякое, иногда до бухгалтерии «не долетает» то один документ, то другой. Что касается утерянной маршрут/квитанции, то ее не сложно распечатать вновь. Посадочный талон можно заменить справкой от авиакомпании, в которой будут все необходимые реквизиты, подтверждающие факт полета (письмо Минфина от 21.09.2011 № 03-03-07/33).
Но эти документы хороши, если вы отправляете сотрудника в командировку на регулярном рейсе. Недавно был рассмотрен случай, в котором организация понесла расходы при заключении договора на организацию воздушных перевозок и учла их как командировочные расходы (Постановление ФАС Московского округа от 10.10.11 № А40−30370/10−127−132).
Проблема заключалась в том, что организация воспользовалась услугами чартерного рейса. И чтобы доказать, что эти расходы были командировочными, предоставила суду следующие документы: договор об организации воздушной перевозки, акт приемки-передачи услуги, счет-фактуру и платежные документы. В том числе в качестве доказательства организация предоставила суду таможенную декларацию, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе. Также в Положении о служебных командировках у организации была предусмотрена возможность и порядок возмещения расходов на проезд чартерными рейсами.
Суд встал на сторону налогоплательщика и посчитал правомерным отнесение этих затрат на командировочные расходы согласно п.п.12 п.1 ст.264 НК РФ.
P.S. Сама я жутко боюсь летать, но в этом году совершила марш-бросок на 9 часов ради пляжа, солнца и новых ощущений.
И мне стало интересно, а какой перелет самый длинный? Оказалось, что самый длительный беспосадочный перелет в мире - это Сингапур-Ньюарк (США) 18 часов 40 минут туда и 18 часов 45 минут обратно (15325 км). Осуществляет этот перелет авиакомпания Singapore Airlines.
У данного рейса нет экономического класса, а цена за бизнес-класс начинается от 5 тысяч долларов США в одну сторону.
А эконом-класс видимо летает как обычно - 33 пересадки, и у 33 пилотов есть работа.