Нередки случаи, когда коммерческие организации, не носящие статус «благотворителя», по просьбе чиновников оказывают благотворительную помощь. Так, например, Указом президента РТ №УП-254 от 8 мая 2011 года «О проведении татарского народного праздника «Сабантуй» было предложено органам местного самоуправления, общественным объединениям, предприятиям, организациям принять активное участие и оказать содействие в организации и проведении татарского народного праздника «Сабантуй».
Далее компании получали письма с просьбой оказать это содействие. Зачастую такие затраты организация не может включить в расходы (ст.270 НК РФ). Так как они перечисляются на основании письма-просьбы и с получателем не заключается никого договора. Кроме того, само слово «благотворительность» не подразумевает получение какой-либо выгоды.
Так считают и чиновники. В письме от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42 (письмо УФНС по г. Москва от 5 марта 2011 г. № 20-15/020825) они говорят, что:
…одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод.
Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
В любом случае, к нам в редакцию часто звонят бухгалтеры с вопросами учета таких пожертвований. Конечно же, одно дело помогать нуждающимся и совсем другое - перечислять под давлением сверху. В такой ситуации можно использовать спонсорский договор. При его заключении понесенные расходы учитываются в качестве рекламных (п. 4 ст. 264 НК РФ). При условии выполнения требований п.1 ст.252 НК РФ они будут учитываться для целей налогообложения прибыли в полном объеме или в пределах 1% выручки от реализации.
P.S. Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, ее назначение - отдавать.