
Вопрос-Ответ
13 вопросов об аттестации рабочих мест по новым правилам
- Дата добавления:
- Понедельник, 26 Сентябрь 2011
- Последнее изменение:
- Понедельник, 26 Сентябрь 2011
Ответ
Вопрос первый:
С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н. Прежний порядок с этой же даты утратил силу. Означает ли это, что все работодатели обязаны переаттестовать рабочие места?
В соответствии с пунктом 3 приказа Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с прежним порядком (утв. приказом Минздравсоцразвития от 31 августа 2007 г. N 569, далее – старый Порядок), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест.
Вместе с тем стоит иметь в виду, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4 Порядка аттестации рабочих мест, утв. приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342н, далее – новый Порядок). Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п.8 нового Порядка).
Кроме того, предусмотрена внеплановая аттестация. Она проводится по результатам государственной экспертизы условий труда, организованной для оценки качества аттестации (п.47 нового Порядка). Также работодатель обязан пройти через данную процедуру в следующих случаях (п.48 нового Порядка):
– выполнены мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
– заменено производственное оборудование;
– изменен технологический процесс;
– изменены средства коллективной защиты.
Вопрос второй:
Как используются результаты проведенной аттестации рабочих мест?
Варианты использования результатов аттестации практически не изменились. В частности, на их основе разрабатываются и реализуются мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В зависимости от «опасности» рабочего места сотрудникам назначаются сокращенная продолжительность рабочего дня, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, устанавливается повышенная оплата труда. Кроме того, на основании результатов аттестации решается вопрос обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Также они влияют на расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного соцстрахования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Выступают результаты аттестации и в качестве обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств ФСС. Также результаты данных мероприятий используются:
– для подготовки списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медосмотрам;
– для подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
– для решения вопроса о том, связано ли заболевание с профессией;
– для санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда и т.д.
Вопрос третий:
Основным видом деятельности нашей организации является торговля продуктами питания. Обязательно ли в нашем случае проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда? Какие меры ответственности предусмотрены законодательством за непроведение данного мероприятия?
Аттестацию рабочих мест должны в обязательном порядке проводить все работодатели (организации и ИП) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Объясним, почему.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Данное мероприятие проводится в установленном Минздравсоцразвития порядке (ст.209 Трудового кодекса).
В свою очередь в пункте 1 нового Порядка аттестации рабочих мест сказано, что его требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физлиц, не являющихся ИП). Более того, аттестации подлежат все рабочие места работодателя (п.4 нового Порядка). Аналогичные требования были закреплены и в старом Порядке.
В статье 212 ТК РФ говорится, что за обеспечение безопасных условий и охраны труда отвечает работодатель. Согласно данной норме именно работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Меры ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрены в статье 5.27 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой нарушение в том числе порядка проведения аттестации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 1000 до 5000 рублей. Юрлицам придется уплатить штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Причем для ИП и организаций подобное нарушение может вылиться и в административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное нарушение должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет.
То есть работодатели, которые не провели аттестацию рабочих мест, рискуют быть серьезно наказаны.
Вопрос четвертый:
Как и кем устанавливаются сроки проведения аттестации?
Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в 5 лет (п.8 нового Порядка).
Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. При этом за дату начала очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Также не стоит забывать про аттестацию вновь организованных рабочих мест и внеплановые аттестации.
Вопрос пятый:
Какие требования предъявляются к аттестующим организациям?
Привлечь к аттестации можно лишь организации, которые имеют аккредитацию на оказание соответствующих услуг. Дело в том, что пунктом 6 нового Порядка установлено, что аттестация должна проводиться работодателем совместно с аттестующей организацией, привлекаемой им для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера. При этом под аттестующей организацией понимается юрлицо, которое аккредитовано в установленном порядке (приведен в приказе Минздравсоцразвития от 1 апреля 2010 г. N 205н).
При этом за работодателем закреплено право требовать от аттестующей организации:
– документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест. Речь идет о уведомлении (копии уведомления) о включении аттестующей компании в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
– проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными актами.
Отметим также, что аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю (п.6 нового Порядка). Предполагается, что это будет способствовать объективной оценке рабочего места. Ведь именно от результатов аттестации зависит, установят ли работникам гарантированные компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда и построят ли адекватную систему защиты жизни и здоровья каждого работника на предприятии.
Вопрос шестой:
Можно ли для ускорения аттестации пригласить сразу несколько аттестующих организаций?
Можно. В пункте 6 нового Порядка сказано, что работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на этих местах работ.
Вопрос седьмой:
Имеются ли какие-либо особенности проведения аттестации рабочих мест на предприятиях, которые относятся к малому бизнесу?
Да. Для малого бизнеса имеются послабления, но незначительные.
Для проведения аттестации работодатель создает аттестационную комиссию. В общем случае в ее состав в обязательном порядке включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п.10 нового Порядка).
Для предприятий, отнесенных согласно действующему законодательству к микропредприятиям и малому бизнесу, комиссия формируется по упрощенной схеме. В ее состав также должен войти работодатель (его представитель) и представители аттестующей организации. Члены профсоюза включаются в комиссию только при наличии такового на предприятии. Что касается специалиста по охране труда, то его к аттестации можно привлечь со стороны – по договору гражданско-правового характера.
К сведению! По словам замминистра Минздравсоцразвития Александра Сафонова, по инициативе ведомства порядок аттестации рабочих мест для малых предприятий планируется упростить.
Кроме того, новым Порядком предусмотрен механизм аттестации аналогичных рабочих мест, что также может упростить жизнь представителям малого бизнеса.
Оценка вредных и опасных производственных факторов на так называемых аналогичных рабочих местах проводится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего их числа, но не менее двух (п.40 нового Порядка).
На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации – на первое рабочее место из списка аналогичных. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.
Однако если будет выявлено хотя бы одно рабочее место, не отвечающее признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Под аналогичными понимаются рабочие места, которые характеризуются совокупностью признаков, перечисленных в примечании к пункту 12 нового Порядка.
Вопрос восьмой:
В штате индивидуального предпринимателя пять сотрудников. Нужно ли проводить аттестацию рабочих мест?
Да. Как уже было сказано, Порядок проведения аттестации рабочих мест (как новый , так и ранее действовавший) распространяется в том числе и на работодателей – индивидуальных предпринимателей.
Вопрос девятый:
Какими документами оформляются результаты аттестации рабочих мест?
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. К нему в соответствии с пунктом 44 нового Порядка прилагаются:
– приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
– перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
– карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;
– сводная ведомость результатов аттестации;
– сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (итоговый);
– сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проводить аттестацию;
– протоколы заседаний аттестационной комиссии.
Также в этот пакет документов должны быть включены заключения по итогам государственной экспертизы условий труда и предписания должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аттестации. Эти документы прилагаются к отчету о проведенной аттестации при их наличии.
В течение 10 рабочих дней с даты поступления итогового протокола аттестационной комиссии и отчета об аттестации работодатель подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета. В те же сроки необходимо ознакомить каждого работника под подпись с результатами аттестации его рабочего места.
Вопрос десятый:
Какие документы о результатах аттестации нужно направить в трудовую инспекцию?
Инспекторам в госинспекцию труда в субъекте России нужно представить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест, а также сведения об аттестующей организации. На это работодателю отводится 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета. Об этом сказано в пункте 45 нового Порядка.
Вопрос одиннадцатый:
Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли затраты на проведение аттестации рабочих мест, а также выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда? Каков порядок обложения НДФЛ указанных компенсаций?
Затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда могут быть учтены при расчете налога на прибыль в прочих расходах на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Ведь статья 212 Трудового кодекса обязывает работодателя проводить данные мероприятия за счет собственных средств. Согласны с этим и представители ФНС (письмо от 6 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14453@).
Отметим, что для подтверждения затрат как минимум понадобятся: договор с аттестующей организацией на проведение аттестации, копия документа, подтверждающего право аттестующей организации на проведение аттестации, акт выполненных работ. Не исключено, что проверяющие захотят ознакомиться и с документами, которыми оформляются результаты аттестации. Речь, прежде всего, идет о приказе, который издается по завершении аттестации, отчете об аттестации, итоговом протоколе заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации.
Выплаты компенсационного характера для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, можно списать в расходы на оплату труда на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ. Главное, чтобы «вредность» рабочего места была подтверждена результатами аттестации, а повышенный размер заработка был зафиксирован в коллективном или трудовом договоре либо локальном нормативном акте. Об этом также говорится в письме ФНС от 6 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/14453@.
Налоговики пояснили, что исходя из статьи 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по результатам аттестации рабочих мест. Такое повышение должно быть не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (постановление Правительства от 20 ноября 2008 г. N 870). При этом конкретный размер повышения оплаты труда устанавливается в коллективном или трудовом договоре либо локальном нормативном акте. В силу статьи 219 ТК РФ при обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации работникам не выплачиваются.
Теперь что касается НДФЛ. Компенсации работникам, занятым на «вредных» работах, данным налогом не облагаются на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ, как законодательно установленные компенсационные выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей. Ведь статьей 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. При этом основанием для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест.
Вопрос двенадцатый:
Организация создана на базе ликвидируемых подразделений стороннего юрлица, при этом правопреемником по их обязательствам не является. Может ли созданная организация учитывать при налогообложении прибыли затраты на выдачу сотрудникам средств индивидуальной защиты и молока, если вредные условия труда подтверждены результатами аттестации рабочих мест, которая была проведена в этих подразделениях менее пяти лет назад, но еще до момента создания новой организации?
Если на предприятии есть работы с вредными или опасными условиями труда, то работодатель обязан за свой счет обеспечить работников средствами индивидуальной защиты и лечебно-профилактическим питанием (молоком). Данное требование закреплено в статьях 212 и 222 Трудового кодекса. Соответствующие затраты учитываются при налогообложении прибыли на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 255 Налогового кодекса. При этом в любом случае должны выполняться требования, обозначенные в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса об обоснованности и документальном подтверждении произведенных расходов.
Тот факт, что имеют место вредные условия труда, подтверждается результатами аттестации рабочих мест. Пунктом 8 нового Порядка аттестации рабочих мест предусмотрено, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. При этом отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
В Минфине считают, что если организация не является правопреемником по обязательствам ликвидированного юридического лица, то ее следует рассматривать в качестве вновь созданного юрлица (письмо от 27 августа 2009 г. N 03-03-06/1/550). Следовательно, аттестацию придется провести заново. И только после того, как будут выявлены рабочие места с вредными условиями труда, организация сможет учесть затраты на приобретение средств защиты и лечебного питания при налогообложении прибыли.
Вопрос тринадцатый:
Как известно, затраты налогоплательщика на приобретение спецодежды и других СИЗ относятся к материальным расходам (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик на основании типовых норм либо норм, утвержденных на самом предприятии, без аттестации рабочих мест относить в расходы стоимость спецодежды, спецобуви и других СИЗ?
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса установлено, что к материальным расходам относятся затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством.
Согласно статьям 212 и 221 Трудового кодекса работодатель должен обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными типовыми нормами. При этом работодатель вправе устанавливать и повышенные нормы, которые улучшают защиту работников по сравнению с типовыми.
Межотраслевые правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. N 290н. В пункте 6 этого документа также оговорено право работодателя устанавливать повышенные нормы бесплатной выдачи СИЗ. Они должны быть утверждены локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом мнения профсоюза.
Таким образом, если средства индивидуальной защиты выдаются работникам по установленным или по повышенным нормам, расходы на выдачу таких СИЗ могут быть учтены в материальных расходах. При этом, по мнению Минфина, опасные условия труда должны подтверждаться аттестацией рабочих мест (письмо от 16 марта 2011 г. N 03-03-06/1/143).
Категория
Тэги для этого материала
Вход на сайт
Курсы валют
Курсы валют на 11.12.12 | ||
![]() |
49.47 | (-0.27) |
![]() |
30.87 | (-0.10) |
![]() |
39.84 | (-0.29) |
Новое на сайте
- Об изменениях при прим...
- Внесение изменений в Е...
- Налоговые инспекции вн...
- Минфин исключил из рее...
- Управления ПФР в Татар...
Популярные статьи
- Проценты по «налоговом...
- «Взимание штрафа» обла...
- Письмо Минздравсоцразв...
- Письмо Минздравсоцразв...
- Письмо Минздравсоцразв...
Популярные вопросы
Все права защищены.